Пт. Апр 19th, 2024

Фильм дебютанта Ильи Учителя о выдающемся футболисте Эдуарде Стрельцове «Стрельцов», вышедший в российский прокат 24 сентября, сказка о непутевом пареньке, которого в титрах назвали «гением», а показали эдаким дурачком.

Из трагедии «футбольного Шаляпина», «советского Пеле», на долю которого выпали и слава, и позор, и тюрьма, и неизлечимая болезнь (Стрельцов умер в 53 года от рака) отец и сын Алексей и Илья Учитель сделали «кисель» из консервантов, который выдают за драгоценный эликсир, направленный на оживление и возрождение нашего футбола. Этим «киселем», на упаковке которого жизнерадостный Александр Петров (он же Эдуард Стрельцов) в кинотеатрах кормят и мальцов (возрастная категория от шести лет), и старых фанатов советского футбола.

Какие нужно иметь связи в Минкульте РФ продюсеру Алексею Учителю, чтобы «историю изнасилования прославленного футболиста своей подруги Марины» показывать дошкольникам (именно на этой истории из жизни Стрельцова строится фильм)?, — даже трудно представить. Какие доводы мог привести режиссер-дебатант Илья Учитель, кроме фамилии свого отца — продюсера этого фильма, чтобы Фонд кино РФ выделил 200 миллионов рублей, не дав три года назад ни копейки на фильм опытного продюсера Олега Капанца «Лев Яшин. Вратарь мечты», который поддержала огромная армия болельщиков клуба «Динамо»? Замечу, что Лев Яшин упоминается в фильме «Стрельцов», и настоящий Стрельцов боготворил легендарного вратаря, на похороны которого пришел на пороге своей смерти (вратарь и нападающий умерли в 1990 году с разницей в три месяца — 20 марта и 22 июня). Они были героями не только в футболе, но и героями времени, и у обоих были сложные отношения со Спорткомитетом СССР.

Этот монстр — Спорткомитет СССР — в фильме «Стрельцов» посадил лучшего футболиста страны за решетку на пять лет (досрочное освобождение — по приговору 12 лет наказания) накануне чемпионата мира по футболу из-за того, что председатель Спорткомитета Юрий Постников (актер Александр Яценко) был влюблен в жену Стрельцова Аллу (Стася Милославская). У Стрельцова, действительно, была жена Алла, и будто бы сфабрикованное уголовное дело (приговор не обжалован несмотря на многочисленные обращения деятелей спорта и культры), только в реальности все было совсем не так, как в фильме. Илья Учитель и фантазер-сценарист Константин Челидзе состряпали красивую историю любви Стрельцова и Аллы, чтобы обелить футболиста, только она не имеет никакого отношения к реальности, и об этом ни Алла, ни, уж, конечно Стрельцов создателей фильма не просили. Более того, сам Эдуард Стрельцов в своей книге «Вижу поле» черным по белому написал:

«Я человек, в жизни которого в ранней, подчеркну, молодости случилось большое несчастье, а не герой скандальной хроники. Стопроцентно уверен — не должно было со мной такого произойти. Но — произошло, никуда теперь от этого не уйдешь.Я не оправдываюсь. И тогда, между прочим, не оправдывался, хотя, теперь-то можно сказать, мне пытались подсказывать различные пути к самооправданию».

Еще Эдуард Стрельцов очень боялся, что историю его жизни «запишут другими словами — и выйдет непохоже. Совсем наоборот в сравнении с тем, что было» (цитата из книги «Вижу поле»). Илья Учитель не просто «записал другими словами, а переписал на 90 процентов историю не только футболиста, но и советского футбола, включая выдающего тренера «Торпедо» Виктора Маслова. Кто-то скажет, что художественный фильм на то и художественный, чтобы придумывать новую историю. Только зачем давать героям фамилии реальных исторических деятелей, включая Хрущева и Брежнева? Ничего плохого о Стрельцове не добавили в фильме и то уже достижение. Разве что из умного человека сделали глупого, как, впрочем, из всех героев фильма.

Кино — это как фотография, если фотограф сам не очень умен, так и его объектив находит в героях не ум, а глупость. Чтобы убедиться в том, что Стрельцов — был умный, достаточно прочитать его книгу, поговорить с людьми, которые его знали, посмотреть многочисленную хронику…

Продюсер фильма Алексей Учитель начинал как режиссер документального кино и знает цену правды, где искать правду и как она важна в кинематографе — даже игровом. Самое страшное, что Стрельцова показали не только глупым человеком, но глупым футболистом. Своей будущей жене Алле Стрельцов говорит в фильме: «В футболе думать некогда».

 

Дорогой Илья Учитель, может быть, вам, получившем 200 миллионов рублей от Фонда кино России авансом, некогда да и незачем думать, а чтобы выигрывать чемпионаты России, Олимпиаду — думать надо…Не только думать, действовать, но и обладать нечеловеческими способностями — быть волшебником, магом, уникумом. Именно об этом пишет Эдуард Стрельцов в своей книге «Вижу поле»:

— Чтобы сдвинуться с места, начать, я должен увидеть поле. Я вижу его — и ничего мне уже не страшно, — признался Эдуард Стрельцов в книге.

Эдуард Стрельцов видел поле даже спиной. Есть такие мастера, у которых есть это «шестое чувство». Они есть в кино, в театре, в футболе…А есть посредственности, которые лихо берутся рассказывать о гениях, даже не понимая — с кем имеют дело?

Когда я шла смотреть фильм «Стрельцов» в кинотеатр, посвятив свой единственный выходной, и отдав 500 рублей за билет, у меня не было предвзятых мыслей ни к режиссеру, ни к фильму. Я — фанат футбола и фанат кино с детства, и всячески поддерживаю молодых режиссеров, но кино должно быть честным, как и игра в футбол должна быть честной. Может, кому-то из зрителей и было смешно, когда Стрельцов в грузовике с капустой, перепрыгивая с качана на качан, вскакивал в движущийся поезд (проспал), но мне хочется закричать: «Не было никакого грузовика с капустой и быть не могло!».

Грустно, что потрачены большие государственные деньги на неправду, на «кисель», когда можно было рассказать о том, как футболист Эдуард Стрельцов не сломался в тюрьме, как вернулся на поле, как стал тренером, как нашел свою настоящую любовь (вторую жену Раису), как мужественно боролся с болезнью, как в конце концов избавился от дурных привычек и пороков. Как сегодня нужна эта правда для молодых и взрослых!

Выход фильма «Стрельцов» на большой экран совпал и с приговором Михаилу Ефремову (у актера и Стрельцова много совпадений в биографии), и с полноценным возвращением в большой футбол еще одного нестабильного футболиста — Александра Кокорина…и со сложным временем для всех нас, когда хочется на кого-то равняться, а равняться не на кого. Фильм «Стрельцов» мог бы вернуть зрителей в кинозалы после пандемии, и зритель пошел (кассовые сборы фильма на выходные — хорошие), только вряд ли пойдет на другой отечественный фильм. Лично я не видела счастливых зрителей, выходящий после просмотра фильма «Стрельцов». Чтобы еще раз увидеть на экране Александра Петрова, теперь с футбольным мячом, — для этого, право, жалко и времени, и денег. Мои ученики — слушатели Молодежной школы телевидения имени Зворыкина в Останкино в день выхода фильма «Стрельцов» сказали, что «они не смотрят российские фильмы, потому что им неинтересно», но при этом они видели почти все фильмы Тарантино и Линча (мы обсуждали на уроке и читали книгу Дэвида Линча «Поймать большую рыбу»). Посоветую ученикам прочитать книгу Эдуарда Стрельцова «Вижу поле», где в самом начале футболист пишет:

— Вернее всего, такого Стрельцова, каким меня узнали в лучшую пору моего участия в большой игре, сам футбол и сочинил. И сам все главное обо мне рассказал. Я к тому немногое могу добавить.

Источник

от adminos

Самые свежие новости со всех уголков России и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *