Теле-теле трали-вали
Новый договор АПЛ о медиаправах оказался дороже предыдущего
Газета «Коммерсантъ» №80 от 14.05.2021, стр. 12
Английская премьер-лига (АПЛ) решила, возможно, самую актуальную для себя на сегодня проблему. Ей удалось заранее добиться продления на три сезона — с 2022 по 2025 год — договора с прежними медиапартнерами Sky и BT, избежав грозившего существенным понижением его цены тендера. Условия нового контракта оказались даже лучше, чем условия истекающего. Клубы АПЛ заработают по нему £4,8 млрд, значительная часть которых, правда, пойдет на покрытие их собственных потерь, понесенных во время пандемии, а также на поддержку других ниш английского футбола.
Английская премьер-лига объявила о продлении истекающего через сезон телевизионного контракта. Ее основными партнерами останутся Sky Sports и BT Sport. Также небольшую часть матчей чемпионата будет показывать Amazon Prime Video, а BBC достались хайлайты туров и аналитические программы. Стоимость договора — £4,8 млрд. Исполнительный директор АПЛ Ричард Мастерс, оценивая соглашение, заявил, что оно было заключено в «важный момент», обеспечив возможность «долгосрочного планирования».
Удовлетворение господина Мастерса можно понять. Благодаря этому договору премьер-лига решила, возможно, самую актуальную для себя проблему. Она заключалась в гарантиях существенных финансовых поступлений в сложнейший период.
Различные источники оценивают общие потери двух десятков клубов высшего английского дивизиона в период пандемии коронавируса, связанные с выпадением значительной доли доходов, в сумму около £2 млрд.
Практически все они серьезно увеличили в это время долговую нагрузку. В первую очередь это касается грандов: «Манчестер Сити», «Манчестер Юнайтед», «Челси», «Ливерпуля», «Арсенала», «Тоттенхема». При этом еще недавно существовали сомнения насчет продуктивности переговоров о новом телеконтракте.
Реализация медиаправ с середины прошлого десятилетия является базой коммерческого и спортивного успеха АПЛ, три клуба которой в нынешнем сезоне добрались до еврокубковых финалов: в решающем матче Лиги чемпионов «Манчестер Сити» сыграет с «Челси», а в решающем матче Лиги Европы «Манчестер Юнайтед» встретится с испанским «Вильярреалом». Грандиозный рывок в этом смысле премьер-лига совершила в 2015 году, подписав первый трехлетний контракт со Sky и BT на сумму, вызывавшую шок,— £5,1 млрд. Скачок в сравнении с предыдущим договором получился 70-процентный. Эта сделка существенно изменила ландшафт не только собственно английского, но и всего европейского футбола, например, заставив взлететь и трансферные цены.
Подозрения по поводу того, что телекомпании все-таки несколько переоценили потенциал АПЛ, подтвердились через три года. Следующий контракт был уже скромнее — на £4,5 млрд. А в начале нынешнего года аналитики ряда медиаресурсов предрекали очередное падение стоимости договора. Причем, возможно, уже совсем чувствительное — от £500 млн до £900 млн. Они ссылались на несколько обстоятельств. Это и проблемы телекомпаний из-за срыва матчей во время пандемии, приведшие к оттоку зрителей и заставившие бродкастеров проявлять большую осторожность при заключении сделок, и политика руководства корпорации Comcast, которая три года назад приобрела Sky и декларировала отказ от гонки за слишком дорогими медиаправами, и даже все еще существующее ощущение «инфляционности» английских цен: в конце концов в остальных чемпионатах «большой пятерки» они по-прежнему гораздо ниже.
В этом смысле нынешний договор действительно стоит позиционировать как заметную победу АПЛ.
The Guardian убеждена, что одной из причин, лежащих в ее основе, стало смягчение позиции британского правительства. Закон Великобритании требует в подобных случаях проведения конкурса со статусом обладателя медиаправ на кону. Но его проведение вполне могло как раз лишь высветить сдержанность потенциальных правообладателей в отношении чрезмерных трат в непростых условиях пандемии. Премьер-лига не скрывала, что в течение довольно долгого периода прилагала колоссальные усилия, чтобы убедить британские власти разрешить старым партнерам — Sky и BT, вместо того чтобы конкурировать друг с другом, самим договориться об устраивающем всех варианте раздела трансляций. Правительство, ссылаясь на чрезвычайность ситуации, в итоге пошло навстречу АПЛ, а расчет последней полностью оправдался: стоимость договора и в самом деле удалось не то что не опустить, а даже поднять.
Правда, надо учитывать, что своеобразной платой за уступку было обязательство увеличить помощь со стороны высшего дивизиона остальным нишам и субъектам английского футбола, не имеющим таких же надежных источников доходов. Предыдущий телеконтракт предусматривал, что в период его действия АПЛ направит на эти цели £1,5 млрд. Основными реципиентами этих средств были клубы низших дивизионов. Пункт сохранился и в только что заключенном договоре. Но к нему было добавлено положение о создании специального фонда в объеме £100 млн. Эти деньги также будут направляться в «наиболее уязвимые зоны футбольного сообщества», в частности в женский и юношеский футбол, а также на финансирование программ по охране здоровья игроков.
По материалам: www.kommersant.ru