Центробанк России планирует полностью запретить оборот криптовалюты и ее майнинг на территории страны. Об этом стало известно из доклада под названием «Криптовалюты: тренды, риски, меры», опубликованного 20 января на сайте регулятора.
В документе рассматривается ряд вопросов, посвященных регулированию криптовалютного рынка. Из него следует, что представители ЦБ достаточно жестко настроены по отношению к «крипте». Впрочем, для криптоинвесторов и представителей криптовалютного бизнеса это вряд ли стало неожиданностью. Еще в декабре прошлого года глава регулятора Эльвира Набиуллина говорила о том, что рост числа криптотранзакций в России угрожает ее финансовой стабильности. По ее словам, «криптовалюты несут большие риски для розничных инвесторов из-за высокой волатильности и использования в незаконной деятельности».
Набиуллина заявила, что у Центробанка есть все возможности для того, чтобы изгнать криптовалюту с российского финансового рынка, но как именно планируется это сделать – не уточнила.
Между тем, по данным Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ), в настоящее время 17,3 миллиона россиян имеют криптокошельки. Реальные объемы инвестиций могут быть и больше, поскольку в эту статистику не входят трейдеры, которые используют VPN и их IP-адреса не определяются как российские.
Удастся ли Центробанку «перекрыть кран» криптовалюты и какие лазейки останутся у криптоинвестеров – Mir24.tv узнал у президента Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) Юрия Припачкина.
По его словам, запретить криптовалюту в России, во-первых, технически невозможно, во-вторых – неразумно.
«Вместо того чтобы научиться регулировать эту индустрию, чем и занимается весь мировой финансовый рынок, они [российские власти] пытаются просто это запретить. Это ни к чему не приведет, потому что запретить криптовалюты – невозможно. Их можно только регулировать с точки зрения их использования или купли-продажи», – заявил изданию Юрий Припачкин.
Биткоин в цене: Что ждет криптоиндустрию в 2022 году?
Россия – далеко не единственная страна, где власти пытаются пресечь операции с криптовалютой. Напомним, что еще в сентябре прошлого года Народный банк Китая объявил незаконной любую деятельность, связанную с криптовалютой. Однако, как отметил Припачкин, власти КНР рассматривают это «как совокупность мер, которые способны стимулировать рынок». По его словам, в стране нет тотального запрета на использование «крипты» – операции считаются незаконными только в том случае, если они «не идут через цифровой юань».
«Они (финансовые власти КНР – прим. ред.) создали цифровой юань, который сам по себе является криптовалютой, и через цифровой юань вы можете делать все, что угодно. Но они контролируют точки входа и выхода – и правильно делают!» – сказал Припачкин.
По его словам, попытки тотально запретить криптовалюту ни в одной стране не увенчаются успехом, и Россия – не исключение.
«У нас и так эта индустрия находится в «серой зоне», и люди в ней существуют вне воли Центробанка, хочет он или не хочет, поскольку в интернете он ничего технологически запретить не может.
Запретить криптовалюту – значит просто выпихнуть ее из зоны регулирования. Сейчас нет никакого регулирования, которым Центробанк мог бы козырять. Криптовалюты появились вне воли Центробанка, работают вне воли Центробанка, и то, что наш российский Центробанк что-то там сказал и попытается запретить – это никакого влияния на рынок криптовалют не окажет вообще. Мы в этом плане – глухая провинция», – заверил Припачкин.
Комментируя недавние заявления Эльвиры Набиуллиной, глава РАКИБ отметил, что она «просто не понимает, о чем говорит».
«Человек, который не имеет криптокошелька и никогда не совершал никаких операций [с криптовалютой], не может об этом. Набиуллина некомпетентна в этой области», – констатировал Юрий Припачкин.
По его словам, на данный момент большинство владельцев криптокошельков в России – это молодые трудоспособные люди, которые никакого отношения к Центробанку не имеют. Попытки запретить операции с криптовалютой ничего, кроме злости на регулятор, у них не вызовут, считает эксперт.
«Мне кажется, Центробанк просто недооценивает всю ситуацию с развитием этой индустрии, – сказал Юрий Припачкин. – Дело в том, что децентрализованная цифровая экономика требует собственных платежных систем. И эти платежные системы никак не относятся к тому, что привык разрабатывать и чем привык руководить Центробанк. Мы вернулись в эпоху децентрализованных денег. Вы каждый день пользуетесь ими.
Яркий пример децентрализованных денег – это любая программа лояльности и кэшбек. Это деньги, которые выпускает та или иная компания или предприятие, они обеспечены товарами и услугами этого предприятия. И они являются деньгами, потому что вы их копите, расплачиваетесь ими и так далее. Те же знаменитые мили «Аэрофлота» – это деньги, которые обеспечены услугами «Аэрофлота». Их можно использовать для оплаты услуг других перевозчиков, оплачивать покупки в duty free. Вы можете даже в «Азбуку Вкуса» прийти и заплатить милями «Аэрофлота» или продать их в интернете за рубли. Центробанк не понимает экономических процессов, которые связаны с возвратом к децентрализованной системе финансов».