В пятницу, 29 апреля, Банк России принял решение снизить ключевую ставку до 14% годовых. Напомним, в конце февраля Центробанк экстренно поднял ставку сразу на 10,5% – до 20% годовых, 8 апреля она была снижена до 17% годовых. Mir24.tv узнал у доктора экономических наук, проректора РАНХиГС Андрея Марголина, чем опасно чрезмерное укрепление рубля и как отразится снижение ключевой ставки на доступности кредитов.
Как вы считаете, будет ли в ближайшее время продолжаться снижение ключевой ставки?
– В тот момент, когда обменный курс рубля резко снизился, повышение ключевой ставки было вынужденным ответом Центрального Банка. Который, кстати, позволил большому количеству людей положить деньги на высокодоходные депозиты, пусть и достаточно краткосрочные. Ну и в общем остудил инфляционные ожидания. После этого ситуация начала стабилизироваться, Центробанк уже один раз снизил ключевую ставку с 20% до 17%, есть основания полагать, что это снижение будет продолжено, особенно на фоне того, что европейские страны постепенно соглашаются со схемой оплаты газа в рублях.
Можно ли говорить о чрезмерном укреплении рубля, чем оно опасно?
– Если рубль чрезмерно укрепляется, то за экспортные товары рублей мы получаем все меньше, все меньше денег оказывается в бюджете. В результате политика управления обменным курсом должна быть сбалансирована. Он не должен быть ни чрезмерно слабым, ни чрезмерно сильным. Обратите внимание, что Китай обычно критикуют за то, что он придерживается стратегии умеренно слабого юаня, стимулируя свой экспорт.
Сейчас рубль в пределах тех коридоров, о которых Центробанк изначально говорил. О чрезмерном укреплении говорить пока рано. Но я не думаю, что такое чрезмерное укрепление будет. Например, ограничения на покупку-продажу валют потихонечку снимаются. Значит, те, кто раньше хотел купить валюту, но не мог, предъявят дополнительный спрос. Это все-таки будет препятствовать чрезмерному укреплению рубля – там же баланс спроса и предложения. И, регулируя этот баланс, Центробанк вполне может управлять обменным курсом так, чтобы он был сбалансированным.
Как отразится снижение ключевой ставки на доступности кредитов?
– По идее, чем ниже ключевая [ставка], тем ниже процентные ставки по кредитам, но в процентной ставке по кредитам, помимо, например, инфляции, есть еще так называемая премия за риск. И эта премия за риск в условиях той неопределенности, в которой мы живем, достаточно высока. Наверное, если не применять инструментов регулирования, итоговая процентная ставка будет слишком высока для развития бизнеса. Поэтому мы сейчас живем в эпоху неизбежного повышения роли государства, и, например, по приоритетным проектам опробированная технология, связанная с субсидированием процентных ставок по кредитам, наверное, будет достаточно широко использоваться. Кроме этого, возможно расширение сферы применения государственных гарантий, когда государство берет часть рисков на себя. Тогда рисковая премия снижается, а следовательно, снижается и процентная ставка для бизнеса.