Касым-Жомарт Токаев обратился с посланием к народу Казахстана. Ключевые тезисы телеканал «МИР 24» обсудил с политологом Талгатом Калиевым.
– Давайте начнем с главной новости послания. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил уже этой осенью провести досрочные президентские выборы и заявил о необходимости пересмотреть количество и продолжительность срока полномочий президента. Выбирать главу государства на семь лет и только на один срок. Без права переизбрания. Можете пояснить, с чем связана необходимость принятия таких решений?
Талгат Калиев: Каждые выборы – это достаточно серьезный стресс. И в целом проблема в том, что, допустим, два срока по четыре года – это восемь лет. И первый срок каждый президент, по большому счету, боится совершать какие-то непопулярные реформы, поскольку боится утратить электоральный рейтинг. И готовится к следующим выборам. В нашем же случае, если это будет один раз в семь лет, то любой президент будет действовать без оглядки на рейтинг, принимать какие-то непопулярные решения, быть более уверенным, решительным, поскольку ему нет необходимости переизбираться. Это с одной стороны. С другой стороны, да, семь лет – это почти те же самые восемь лет. За которые можно достаточно претворить в жизнь свое видение, свою повестку, и уйти уже, когда они обретут окончательно необратимый характер.
– Президент Казахстана еще объявил амнистию участникам январских событий, беспорядков.
Талгат Калиев: Не всем участникам, а только тем, кто совершил несущественные преступления. Это, в основном, мародеры и те, кто не применял насилие в отношении представителей власти и так далее, не совершил каких-то серьезных правонарушений. Это не убийцы-рецедивисты и не насильники.
Триллион на жилье:Как граждане Казахстана выгодно покупают квартиры
– И не организаторы.
Талгат Калиев: Те, кто оступился. Я думаю, это достаточно нормальный, гуманный акт.
– А чем продиктовано такое решение? Оно было неожиданным или наоборот вполне ожидаемым?
Талгат Калиев: Нельзя сказать, что оно было ожидаемым. Но, в то же время, там были тысячи фигурантов, и нельзя всех подряд осудить на длительные сроки. Я думаю, это было бы не совсем гуманно в 19-миллионной стране. Многие из них вышли действительно на акцию протеста, а потом поддались общему порыву толпы и в какой-то момент, может быть, совершили акт мародерства. Условно говоря, оступились.
– Большая часть послания была посвящена актуальным вопросам социальной политики. Президент объявил о повышении минимальной зарплаты в стране с 60 до 70 тысяч тенге. Выплаты по уходу за ребенком будут продлены до полутора лет. Доходы какого количества граждан затронет это решение?
Талгат Калиев: Около 30% или 40% граждан. Это существенная сумма. Поскольку когда у нас была пандемия и всем гражданам выплачивали по 42500 тенге, на тот момент это был размер минимальной заработной платы, это оказало существенную поддержку, с одной стороны. С другой стороны, было огромное количество заявок на эти выплаты. И, я думаю, даже это несущественное повышение минимальной зарплаты вызовет целую цепную реакцию. Это, с одной стороны, вроде повышение минимальной заработной платы тем, кто ее получает. С другой стороны, это изменение всех расчетных показателей. Потом это изменение дохода, не облагаемого налогом. То есть это целая цепная реакция, которая, в конечном итоге, способствует повышению доходов населения.
– Президент Казахстана также объявил о принятом решении зафиксировать до 2028 года пенсионный возраст для женщины на уровне 61 года.
Талгат Калиев: В целом, у нас растет продолжительность жизни населения. И даже по данным ВОЗ сейчас появился некий старший средний возраст. В 60 лет человека трудно назвать пожилым. Это еще абсолютно социально активные граждане, как правило, которые не желали бы выходить на пенсию столь рано. Если это не люди, занятые на вредных производствах или занимающиеся тяжелым физическим трудом. В целом пенсионер или человек пенсионного возраста ограничен в получении кредитов, считаются повышенными риски. В данном случае они продлевают свой не только пенсионный, но и финансовый возраст. И возраст экономической активности.
– Базовая цель экономической политики Казахстана остается неизменной. Как сказал президент, это качественный и инклюзивный рост благосостояния граждан, уход то госкапитализма, обеспечение равных возможностей и справедливое распределение нацдохода. Какими механизмами будет обеспечиваться справедливое распределение национального дохода?
Талгат Калиев: Это, в первую очередь, наверное, то, что все запомнили, это ваучерное образование детям. Я думаю, его будут получать и дети, обучающиеся в частных, платных учебных заведениях, поскольку все имеют равные конституционные права. И тем самым имеют возможность доплачивать за часть своего обучения. Второе – это распределение части инвестиционного дохода национального фонда всем детям до 18 лет. Это позволит накопить им к 18 годам сумму, которую можно использовать на приобретение жилья, либо на оплату образования. Это, я думаю, тоже очень серьезная инновация, которая будет достаточно популярной среди населения.
– А на опыт каких стран Казахстан ориентируется при подходе к этим вопросам?
Талгат Калиев: В части этой самой ренты здесь, наверное, скорее опыт арабских стран.
«Демократия – это не вседозволенность»: Президент Токаев выступил с обращением к народу Казахстана
– Касым-Жомарт Токаев объявил и о введении в Казахстане налога на роскошь. Он не затронет средний класс и будет взыматься при приобретении дорогой недвижимости или машин. Уже известно, каким он будет? Какой недвижимости и каких автомобилей касаться?
Талгат Калиев: В первую очередь, это коснется владельцев «Майбохов», «Бентли», «Бугатти», «Феррари». Я не думаю, что под этот налог попадет «Тойота Ланд Крузер». И, наверное, владельцев особняков, которые продаются по $7-9 миллионов. Наверное, такого уровня недвижимость. Может быть, владельцев яхт, больших предметов роскоши.
– А будет ли при этом учитываться опыт России, где тоже есть такой налог, и он уже успешно взымается?
Талгат Калиев: Я думаю, что будет учитываться опыт всех стран, который может быть применим у нас. И я думаю, что этот налог тоже возникнет не на пустом месте, а именно с учетом международного опыта.
– В послании президент также заявил о необходимости перекрыть все нелегальные каналы ввоза машин и урегулировать ситуацию с автомобилями, ввезенными в страну до 1 сентября текущего года. Для их легализации будет введен разовый единый сбор за утилизацию и первичную регистрацию в размере, не превышающем 200-250 тысяч тенге. Можете объяснить телезрителям из других стран, почему этот вопрос в принципе пришлось поднимать на ежегодном послании?
Талгат Калиев: Потому что государство должно нести ответственность за свои ошибки. То, что эти машины были ввезены и возник такой определенный процент людей с такими автомобилями, это около 100 тысяч автомобилей, в этом виновны госорганы, которые недостаточно правильно контролировали, недостаточно продуман механизм. В итоге допустили возникновение такого большого объема. И сегодня, во-первых, эти граждане находятся в такой спорной для себя ситуации, когда их собственность обладает неким сомнительным характером. Они не могут ей правильно распорядиться, не могут ее продать, не могут полноценно ей пользоваться. Во-вторых, они создают высокую аварийность, поскольку эти автомобили не стоят на учете в Казахстане. Соответственно, порой грубо нарушают правила дорожного движения, попадая на камеры, и их трудно идентифицировать. Сейчас это позволит навести порядок и, в конечном итоге, снизить аварийность. Здесь возможны серьезные издержки для бюджета, но они стоят того благополучия, которого мы достигнем в результате этой разовой амнистии.
– В своем послании президент Казахстана также объявил новый экономический курс. В чем его суть?
Талгат Калиев: В первую очередь, демонополизация, которую он провозгласил еще весной, и она последовательно движется. Второе – это отход от госрегулирования цен. Поскольку сегодня предприниматели иногда вынуждены продавать себе в убыток, потому что государство запрещает им повышать цены. Цены нужно регулировать рыночными механизмами, путем внедрения каких-то инструментов тарифного регулирования, инструментов таможенного стимулирования и так далее. И, наверное, это вопрос как раз того справедливого распределения.
И аграрная политика в новом качестве. Это, во-первых, справедливое распределение земель, распределение ресурсов и стимулирование предпринимательства.