Сб. Дек 14th, 2024

Спасти кино: как Москва помогает отечественному кинематографу пережить кризис

Оставшись без голливудских блокбастеров, кинопрокат в РФ оказался в сложной ситуации

Российский кинорынок переживает эпоху кардинальных перемен.Как он с этим справится, выйдет ли из ситуации победителем или зачахнет и погибнет,зависит от многих факторов, в том числе от поддержки зрителей и властей.Столица на этот счет определилась сразу: кино нам нужно и важно, поэтомукиноиндустрии надо помочь. Насколько предлагаемые Москвой меры поддержкиэффективны, в беседе с «Утро.ру» оценили эксперты, знающие ситуацию изнутри.

Спасти кино: как Москва помогает отечественному кинематографу пережить кризис

Не секрет, что последние десятилетия основной репертуарнаших кинотеатров составляли голливудские блокбастеры. Выросли целые поколения,которые считали, что на больших экранах под попкорн и колу можно смотретьтолько американские триллеры и мультфильмы. И даже периодические успехи нашегокинематографа в отечественном прокате не помогали сломать стереотип, что настоящеекино – это только Голливуд. Российский зритель, хоть и морщился порой от откровеннослабого качества западной киноподелки или смеялся над очередным сценарием, какамериканцы опять «спасли мир», но продолжал ходить на эти фильмы.

Причин тут несколько, и одна из них довольно банальна: англоязычныхфильмов просто намного больше снимают.

«До ухода Запада с российского рынка в наших кинотеатрахвыходило по несколько новых иностранных фильмов в неделю, около 500 вгод. Российских при этом – примерно 100. Некоторые из отечественныхкартин могли достойно конкурировать с западными блокбастерами, но проблема в том,что их было крайне мало»,

– пояснил кинокритик, режиссер Давид Шнейдеров. По егословам, в России прекрасно обстоит дело с авторским кино: его снимают, его привечаютна международных кинофестивалях, фамилии Звягинцева, Германа, Сокурова,Твердовского известны за границей. Однако авторское кино никогда и нигде недавало кассовых сборов, а с коммерческим кино в России напряженно.

«Необходимо развивать индустрию коммерческого кинематографа.Но не надо делать ставку на боевики или фантастику – мы не сможем противопоставитьтакой наш фильм их фильму с бюджетом в 400 млн долларов. Мы должны снимать свое. Ине только про достижения в спорте и исторические победы. «Холоп», «Последнийбогатырь» – вот наше кино, которое люди охотно идут смотреть«, – привел пример Давид Шнейдеров.

Спасти кино: как Москва помогает отечественному кинематографу пережить кризис

Сейчас возникла ситуация, когда голливудские компаниипокинули российский кинорынок. С одной стороны, они буквально сами распахнулиперед нашим кинематографом окно возможностей – для развития, для популяризации,для того, в конце концов, чтобы зритель в РФ поверил в отечественнуюкиноиндустрию. Но чтобы почувствовать позитивный эффект, период перемен нужносначала пережить. По щелчку пальцев репертуар кинотеатров нашими фильмами ненаполнить – их еще надо, как минимум, снять, что требует времени и средств.

В этой ситуации Москва предложила киноиндустрии целыйкомплекс мер поддержки.

Во-первых, город протянул руку помощи кинотеатрам. В периодс 28 июня по 28 июля они могли подать заявку на финансовую поддержку в размередо 50 млн рублей. Этой возможностью воспользовались 39 кинопрокатныхорганизаций, т.е. почти половина работающих в Москве. 

Второй момент: ведущим киносетям города были выделены грантыв размере около 6 млн рублей на рекламу российских фильмов. По оценке президентасети кинотеатров «КАРО» Ольги Зиняковой, эти средства не толькопомогут кинотеатрам преодолеть сложный период, но и пойдут на пользукинопроизводителям и зрителям.

«В условиях отсутствия блокбастеров перед кинотеатрамистоит особая задача по перестраиванию маркетинговых и рекламных цепочек. Нужнореформировать прежнюю модель, чтобы целевой зритель наверняка получил информациюоб интересующей его премьере и новинках репертуара. Поэтому субсидия придетсяочень кстати, за что мы благодарны столичным властям. Она поможет кинотеатрампережить остаток года: чтобы грядущие большие российские премьеры собралидостойную кассу, им понадобится хорошее промо»,

– отметила Ольга Зинякова.

Гранты предоставляются и кинематографистам, которые создаютв своих картинах исторический, культурный, общественный образ Москвы: снимаютее площади, парки, набережные, театры. Эта мера работает с 2020 года. А сейчасгород сделал ее еще привлекательнее, подняв ставку для полнометражныххудожественных фильмов или одного завершенного сезона сериала с 9 до 15 млнрублей. Для короткометражных художественных фильмов максимальный размер грантаувеличен с 3 до 4 млн рублей.

Спасти кино: как Москва помогает отечественному кинематографу пережить кризис

По мнению кинокритика Ирины Любарской, это – хорошая идея вомногих отношениях. Москва – удобная площадка для съемок, в ней огромноемножество разнообразных локаций, здесь есть хорошая кинематографическая база,снимать здесь достаточно дешево. Но прежде создатели сталкивались с трудностямибюрократического характера, чтобы получить разрешение на съемку в столице.Теперь для этого есть специальная структура, которая занимается согласованием,то есть не приходится обивать пороги чиновников.

Плюс, конечно, финансовое подспорье никогда не бываетлишним, ведь съемки фильма – это весьма затратное мероприятие. А Москва, в своюочередь, получает доход в виде арендной платы, трудоустройства граждан,популяризации своих театров, музеев, памятников.

«Идея прекрасно работает. Я сейчас отсматриваю короткий метрдля одного фестиваля и вижу, что многие работы были так или иначе поддержаныМосквой: им были предоставлены льготы для съемок на каких-то локациях,различные гранты. В титрах это не конкретизируется, но видно, что Московскаякинокомиссия работает, и это замечательно»,

–  считает ИринаЛюбарская.

Кстати о грантах. Летом в Москве было объявлено опредоставлении пяти поощрительных грантов в размере 10 млн рублейкинопроизводителям, которые первыми организуют съемки в новом городскомкинопарке вблизи деревни Юрово в ТиНАО. Там можно будет снимать как батальныесцены, так и деревенские пейзажи и сцены в городском ландшафте.

Спасти кино: как Москва помогает отечественному кинематографу пережить кризис

Для режиссеров, которые присмотрели другие локации длясъемок в Москве, тоже разработана система преференций. Они могут получитькомпенсацию 25% затрат на аренду (до 3,5 млн руб.), если снимают художественныефильмы и сериалы на объектах нежилого фонда Москвы, находящегося в городскойсобственности, рассказала представитель Московской кинокомиссииАнастасия Зуенко.

«Очень важной мерой, неким вкладом в будущее нашейкиноиндустрии, стало постановление о поддержке талантливых молодых студентовчастных профильных киношкол города Москвы в части выделения грантов до 500 000рублей на обучение»,

– добавила Анастасия Зуенко.

Отдельной строкой стоит отметить заботу Москвы о городскихкинотеатрах, входящих в сеть «Москино». В 2017 г. по решению мэра СергеяСобянина была утверждена программа модернизации помещений киносети. Кнастоящему моменту отремонтировано уже 11 из 13 кинотеатров: там установлено современноеоборудование, в зрительных залах – удобные кресла, а вокруг – благоустроенная территория,где приятно провести время в ожидании сеанса.

По материалам: utro.ru

от adminos

Самые свежие новости со всех уголков России и мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *