Президенты России и Алжира Владимир Путин и Абдельмаджид Теббун подписали декларацию об углубленном стратегическом партнерстве между странами. По каким направлениям будет развиваться сотрудничество, телеканал «МИР 24» спросил доктора экономических наук, декана экономического факультета РУДН, профессора Инну Андронову.
Можем ли мы сейчас говорить о том, что подписание декларации об углубленном стратегическом партнерстве означает переход взаимоотношений России и Алжира на качественно новый уровень?
— Да, мы можем и должны об этом говорить. Но я хотела бы напомнить о том, что это не просто качественный переход, это возвращение. Это период восстановления наших отношений, потому что на самом деле 23 марта 2022 года мы отмечали 60-летие установления дипломатических отношений между Советским Союзом и Алжиром. А в 2023 году мы отмечаем 60-летие подписания первого торгового соглашения между нашими странами. Страны Северной Африки с 60-х по 90-е годы были основными торговыми партнерами СССР, именно на них приходились две трети товарооборота СССР с Африкой.
Роль Советского Союза была очень велика: в тот период в Алжире было построено около 70 промышленных объектов, причем таких, которые в итоге составили основу экономики. Алжир – это металлургические заводы, газопровод, теплоэлектростанция и так далее. Наши страны связывало очень тесное экономическое сотрудничество. В нем очень серьезное место занимала подготовка кадров: очень много алжирских ребят получили образование в Советском Союзе, и сейчас у нас некоторый ренессанс. Потому что после распада СССР в Алжире произошло много трагических событий, гражданская война. Отношения между нашими странами стагнировали. Так, наш импорт с 1992 года упал. Тогда он составлял около 298 млн долларов, а в 2000-м году – 7 млн. Сейчас мы не зря говорим о том, что возвращаемся в Африку. Это очень важно, потому что история сотрудничества с Африкой – это история партнеров. У нас нет никаких обид друг на друга. Сейчас Алжир является вторым по значимости торговым партнером России в Африке после Египта.
Чем России интересен Алжир, и чем Алжиру интересна Россия?
— Чем Алжиру интересна Россия, я думаю, понятно: это огромная страна с колоссальными ресурсами, рынком, крупнейший поставщик продовольствия, энергетики. Традиционной сферой российско-алжирского сотрудничества является и поставка вооружений.
Что касается нашего интереса в Алжире, то Северная Африка интересна всегда. Кроме экономических связей, которые тоже важны, мы импортируем из Алжира продукцию сельского хозяйства, машины, оборудование, продукты химической промышленности. Но мы рассматриваем Северную Африку еще и как некие ворота дальше. Например, сегодня президент Алжира говорил с руководством РФ, в том числе, о развитии сотрудничества в части транспортной инфраструктуры. Это наше продвижение вглубь Африки, расширение нашего присутствия там, прежде всего, экономического. Африка – это молодой, активно развивающийся континент, богатейший с точки зрения природных ресурсов, человеческих ресурсов и т. д. Тут стопроцентный взаимный интерес.
Какие направления экономического сотрудничества России и Алжира сегодня выглядят наиболее перспективно?
— Мы продолжаем развивать то, что всегда было: сотрудничество в области сельского хозяйства, в решении проблем продовольственной безопасности, энергетики. Но впереди открытие серьезных возможностей, обусловленных потребностью обеих стран в сотрудничестве в области развития высоких технологий, цифровой, телекоммуникационной сферы и так далее. На встрече с Мишустиным была затронута еще одна очень важная тема – сотрудничество в области фармацевтики, химической промышленности.
В последние годы Россия активно развивает отношения с разными африканскими странами. Алжир – бывшая французская колония и далеко не первая страна, которая входит в зону французских политических и экономических интересов на африканском континенте. Здесь есть закономерность?
— Да, отчасти вы правы. Это Бали, это Центральноафриканская Республика. Наверное, наши французские коллеги здесь имеют право немножечко ревновать. Но их колониальное прошлое и наше равноправное сотрудничество с 60-х по 90-е годы – это разные истории. Товарооборот между странами ЕАЭС и Африки вырос в три разаРоссийская экономическая и политическая позиции выглядят сильнее и привлекательнее для африканских стран?
— Они всегда выглядели так. Исторически сложилось, что российская и советская модели сотрудничества всегда учитывали интересы партнера. Это не колонизационная модель, и это не может не привлекать. Потому что колонизатор приходит и фактически строит для себя, а страна предоставляет ресурсы и кусочек земли. Мы же приходили, строили и оставляли, помогали, образовывали, обучали национальные кадры. Такая серьезная позиция была всегда.
Если посмотреть словари Советского Союза, то там очень четко было написано, что прямые иностранные инвестиции – это эксплуатация братских народов. Поэтому Советский Союз никогда не занимался прямым иностранным инвестированием. Но, с точки зрения экономики, многих вещей мы могли бы избежать. Тем не менее, наша история взаимодействия всегда равноправна, несмотря на наш размер, силу, богатство. Я считаю, что в мире есть немного стран, которые могут себе это позволить. Одна из них – Бразилия, ее отношения с соседями – это всегда отношения равных. И еще это наш пример.
Какое место сегодня Алжир занимает в Союзе африканских государств?
— Это одна из ведущих стран Северной Африки, которая всегда имеет свою четкую позицию. Например, в ООН Алжир никогда не голосовал против России по ключевым моментам, даже если он воздерживался. Это важно, потому что не всегда страна может себе это позволить в силу внешнего давления и т. д. Они проявляли некоторое мужество здесь.
Если взглянуть шире, то в каких сферах возможны экономические связи Союза африканских государств и ЕАЭС?
— С учетом того, что 90% товарооборота Евразийского экономического союза с африканскими странами приходится на Россию, то направления развития отношений ЕАЭС с африканскими странами четко совпадают с направлениями развития этих отношений между РФ и странами Африки. Везде зафиксировано, что ЕАЭС – союз равноправных государств, несмотря на размер экономик, у каждой из пяти стран по 20% голосов в ЕАЭС. Но если мы говорим об экономических связях, то 90% – это Россия, на втором месте Казахстан. Но направления сотрудничества все те же.